Оценка качества образования

Общая информация

  Качество образования в настоящее время является стратегическим приоритетом для Российской Федерации.

  Соответственно, вопросы объективной оценки образовательных результатов обучающихся — один из ведущих векторов развития системы российского образования.

  Только в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием может быть достигнуто повышение объективности оценки образовательных результатов обучающихся.

  На федеральном уровне система оценки качества образования включает комплекс оценочных процедур с использованием инструментов объективной оценки: ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, НИКО, PIZA. Указанные процедуры направлены на системную диагностику состояния системы образования с целью принятия своевременных мер по устранению выявленных проблем с последующей оценкой эффективности принятых мер.

 Таким образом, на общероссийском уровне создаются условия для формирования новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся и уровня профессиональной компетентности педагогов, не предполагающих сравнения результатов разных обучающихся между собой и сопоставления рейтинговых результатов между образовательными учреждениями.

 В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации «качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

  Соответственно качество образования должно обеспечиваться в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и запросами потребителей образовательных услуг (индивидуализация образовательных маршрутов).

  Основные объекты оценки качества образования — планируемые результаты подготовки обучающихся, указанные в ООП, и удовлетворенность качеством оказываемых образовательных услуг.

  Основные критерии системы оценки качества образования:

  • качество образовательного результата (качество подготовки обучающихся);
  • качество условий получения образования (в т.ч. качества системы управления);
  • качество образовательной деятельности.

  Поэтому на современном этапе рассматриваются следующие направления оценки качества образования:

  • оценка культуры самооценки образовательных организаций, внедрение технологий формирующего оценивания как способа продвижения к поставленным целям обучения с учетом целей и особенностей участников образовательных отношений;
  • оценка степени соответствия подготовки обучающихся требованиям ФГОС к результатам освоения образовательных программ;
  • оценка степени соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС к условиям реализации образовательной деятельности;
  • оценка степени соответствия подготовки обучающихся их потребностям, потребностям предприятий и учреждений;
  • оценка степени соответствия образовательной деятельности потребностям обучающихся, потребностям организаций среднего и высшего профессионального образования, предприятий и учреждений, потенциальными будущими работниками которых являются обучающиеся в ОО.

  Процедуры внутренней системы оценки качества образования на уровне образовательного учреждения:

  • внутренний контроль качества образования;
  • внутренние мониторинги качества образования;
  • социологические опросы участников образовательных отношений с целью выявления степени удовлетворенности деятельностью образовательного учреждения;
  • проведение самообследования.

Документы муниципального уровня


Постановление Администрации МР Калтасинский район РБ от 07.07.2021 г. № 332 «О совершенствовании муниципальных механизмов  управления  качеством образования в МР Калтасинский район Республики Башкортостан»

ПОЛОЖЕНИЕ «О МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ» МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАЛТАСИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Документы регионального уровня

Приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 10.04.2020 №420 «Об утверждении Плана мероприятий помощи школам с низкими образовательными результатами и целевых показателей по эффективности ее реализации (апрель – август 2020 года)»

Приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18.03.2020 №338 «Об утверждении плана по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, подведомственными Министерству образования и науки Республики Башкортостан, на 2020 год»

Приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 17.02.2020 №162 «Об организации и проведении Всероссийских проверочных работ в 2019-2020 учебном году»

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 13.12.2019 №1437 «О проведении исследований качества образования»

Видеоролик об оценочных процедурах в образовании

Итоговый аналитический сборник


Документы федерального уровня

Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 (ред. от 12.03.2020) «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»)

Приказ Минобрнауки России от 11.06.2014 № 657 (ред. от 18.12.2019) «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования»

Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 № 955 (ред. от 18.12.2019) «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»

Приказ Минпросвещения России от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»

Приказ Россобрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об уиверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

Письмо Рособрнадзора от 16.03.2018 № 05-71 «О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов»