Приложение № 2
к постановлению Главы Администрации
МР    Калтасинский район
№ 332 от 7   июля 2021 г.

1.4 Муниципальная программа (комплекс мер) по совершенствованию показателя оценки механизмов управления
качеством образовательных результатов в МР Калтасинский  район  Республики Башкортостан
«Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся»

Цель:   Развитие   условий   для   профессионального   самоопределения   обучающихся   через формирование инфраструктуры профориентационной работы в системе образования МР Калтасинский  район Республики Башкортостан

Задачи:

1. Повышение уровня осведомлённости школьников о профессиях и особенностях профессиональной деятельности;

2. Координация ресурсов профориентационной работы в пределах образовательного учреждения при взаимодействии с социальными партнерами;

3. Создание и реализация в сотрудничестве с социальными партнерами муниципальной программы и моделей самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, охватывающие все уровни общего образования, учитывающие потребности регионального рынка труда;

4. Разработка и внедрение в образовательных организациях новых образовательных программ профильной направленности, способствующих самоопределению и самореализации обучающихся с учетом потребностей муниципального рынка труда;

5. Формирование у обучающихся знаний об отраслях хозяйства страны, региона, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;

6. Определение приоритетов профессионального образования и помощь обучающимся в выборе направления при поступлении обучающихся в ПОО и ВО;

7. Организация деятельности по оказанию психолого-педагогической поддержки обучающихся в осуществлении выбора направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;

8. Развитие консультационной помощи обучающихся в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;

9. Обеспечение участия обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, в муниципальных и региональных мероприятиях, конкурсах, проектах, направленных на профессиональное самоопределение.

Показатели, методы сбора

Направления деятельности

Наименование показателя

Методика расчета показателя

Методы сбора информации

Ответственные исполнители

1.

Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся

доля общеобразовательных организаций, имеющих классы профильного обучения среднего общего образования (за исключением универсального профиля);

 

Информация ОУ, представленная в  Google Форме.

Статистический отчет

МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский  район РБ

2

Взаимодействие с учреждениями/предприятиями

доля организаций (от количества общеобразовательных организаций, имеющих классы профильного обучения), реализующих профильное обучение по модели сетевой организации;

 

Информация ОУ, представленная в  Google Форме

МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский  район РБ

доля школ, заключивших соглашения с предприятиями, общественными организациями по реализации комплекса мероприятий профориентационной направленности;

 

Информация ОУ, представленная в  Google Форме

МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский  район РБ

3

Проведение ранней профориентации обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ

доля общеобразовательных организаций, имеющих предпрофильные классы основного общего образования;

 

Информация ОУ, представленная в  Google Форме

МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский  район РБ

доля обучающихся 6-11 классов, охваченных проектом «Билет в будущее» (от общего количества обучающихся в данной выборке)

 

Информация ОУ, представленная в  Google Форме

МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский  район РБ

в том числе обучающиеся с ОВЗ

 

 

 

количество учебных рабочих мест, организованных для профессиональных проб и практик

 

количество учебных рабочих мест, организованных для профессиональных проб и практик на базах ОО и СПО

Аналитический отчет 

МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский  район РБ

количество обучающихся, принявших участие в региональном и национальном конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»

Численность участников конкуров  «Абилимпикс», в том числе:

% участников в категории школьники;

% участников  в категории студенты;

% участников в категории специалисты

Отчет по организации и проведению конкурса «Абилимпикс»

 

МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский  район РБ

охват обучающихся, занимающихся в кружках/ секциях профильной направленности

 

Статистический отчет

МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский  район РБ

 

 

в том числе обучающиеся с ОВЗ,

 

 

 

4

Взаимодействие с ПОО и ОО ВО

доля обучающихся, охваченных программами дополнительного образования профориентационной направленности: на базе учреждений среднего профессионального образования и высшего образования, в том числе на основе договорных отношений между общеобразовательными организациями и учреждениями профессионального образования

 

Аналитический отчет

МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский  район РБ

доля выпускников 11 класса, поступивших в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования по профилю обучения

 

Информация о трудоустройстве выпускников 11 классов, представленный в  Google Форме.

 

МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский  район РБ

количество договоров, заключенных ОО с социальными партнерами (образовательными организациями профессионального и высшего образования)

количество договоров, заключенных ОО с социальными партнерами

Информация ОМС, представленная в  Google Форме.

МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский  район РБ

5

 

Учет выявленных предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации и потребностей рынка труда региона

количество обучающихся, принявших участие в региональном и национальном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)»  (направление «Юниоры»);

численность участников конкурса

Аналитический отчет об участии в региональном и национальном чемпионатах WorldSkillsRussia (направление «Юниоры», направление «Профориентационные мастер-классы»)

МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский  район РБ

количество обучающихся, принявших участие в направлении «Профориентационные мастер-классы» чемпионата профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)»;

численность участников конкурса

Аналитический отчет об участии в региональном и национальном чемпионатах WorldSkillsRussia (направление «Юниоры», направление «Профориентационные мастер-классы»)

МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский  район РБ

охват обучающихся,  принявших участие в профильных сменах, проводимых ГАОУ ДО Центр развития

талантов Республики Башкортостан

количество обучающихся,  принявших участие в профильных сменах

Аналитический отчет

МКУ Отдел образования администрации МР Калтасинский  район РБ

Мониторинг:

1. Мониторинг ОО на наличие профильных, предпрофильных классов.

2. Мониторинг участия обучающихся 6-11 классов, в том числе обучающихся с ОВЗ, в проекте «Билет в будущее».

3. Мониторинг участия обучающихся в мероприятиях и конкурсах муниципального и межмуниципального уровней, проводимых с учетом выявления наиболее востребованных отраслей экономики муниципального образования.http://kaltroorb.ru/?page_id=3252

4. Мониторинг участия обучающихся с ОВЗ в мероприятиях, в том числе, в конкурсе по профессиональному мастерству среди лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

5. Мониторинг взаимодействий между образовательными организациями и предприятиями, общественными организациями по реализации комплекса мероприятий профориентационной направленности.

6. Мониторинг (трудоустройства) поступаемости в СПО, ВО региона по профилю обучения.

Анализ, адресные рекомендации

Анализ данных, полученных по итогам мониторинга, позволит оценить состояние и организацию профильного обучения и профессионального образования в регионе, наметить пути повышения эффективности профилизации образования.

Комплексный анализ результатов мониторинга показателей обеспечивает:

— анализ результатов по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в рамках мероприятий и конкурсов муниципального и межмуниципального уровней, проводимых с учетом выявления наиболее востребованных отраслей экономики муниципального образования;

— анализ работы психолого-педагогических служб в образовательных организациях;

— анализ результатов участия в чемпионатах профмастерства различного уровня;

— анализ результатов по взаимодействию с учреждениями/предприятиями/общественными организациями;

— анализ результатов по проведению ранней профориентации обучающихся, в том числе в рамках проекта «Билет в будущее»;

— анализ результатов проведения профориентации обучающихся с ОВЗ (количество обучающихся, принимающих участие в мероприятиях, в том числе, в конкурсе по профессиональному мастерству среди лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»)

— анализ предпочтений обучающихся в области предметных знаний (анализ количества обучающихся, изучающих предметы на углубленном уровне/по профилю)

— анализ количества обучающихся по программам дополнительного образования (занимающихся в кружках/ секциях профильной направленности)

— анализ результатов по взаимодействию с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования (доля поступления в ПОО как результат профориентации на рабочие специальности);

— анализ результатов по профориентации на специальности высшего образования (доля поступления в образовательные организации высшего образования, индекс подготовки к ЕГЭ).

Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа

— рекомендации для педагогических работников по проведению ранней профориентации, профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;

— рекомендации для руководителей ОО по взаимодействию в ПОО и ОО ВО и учету выявленных потребностей на рынке труда;

— рекомендации для субъектов образовательного процесса по сопровождению профессионального самоопределению обучающихся.

Меры, управленческие решения:

Комплекс мер, направленный на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся:

проведение семинаров-совещаний с руководителями ОО, специалистами, курирующими вопросы профессиональной ориентации обучающихся, руководителями ПОО и ОО ВО;

— проведение профориентационных мероприятий, посвященных популяризации востребованных на рынке труда профессий и специальностей

— проведение муниципальных молодежных акций, посвященных востребованным на рынке труда профессиям;

— организация и проведение недели профориентации (профессиональных проб) на базе СПО для обучающихся ОО;

— модернизация материально-технического обеспечения кабинетов технологии в ОО.

Управленческие решения, направленные на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся:

•      стимулирование и поощрение участников конкурсов по профессиональному мастерству;

Анализ эффективности принятых мер

Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.

Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся МР Калтасинский  район, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся МР Калтасинский  район.